[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 8
  • 1
  • 2
  • 3
  • 7
  • 8
  • »
Модератор форума: Nurbina, bafan  
Форум » ФОРУМ » Переговорная площадка » Проблема формирования духовно-нравственных ценностей
Проблема формирования духовно-нравственных ценностей
NurbinaДата: Вторник, 14.08.2012, 09:20 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Проблема формирования духовно - нравственных ценностей у школьников - одна из актуальных в современном образовании.
В обществе отмечается девальвация традиционных ценностей, снижение воспитательной роли семьи, школы, культуры, искусств, что ведет к повышению агрессивности, появления состояния тревожности, одиночества и социально-культурной пассивности среди детей и молодежи.
Разговор предстоит серьезный. Нам необходимо ограничить круг вопросов по теме.

Предлагаю следующие позиции к обсуждению:
-Современные реалии: ценности и лжеценности.
-Воспитательная роль культуры и искусства в современном обществе.
-Значимость семейных ценностей и поиски путей взаимодействия со школой.
-Формирование системы ценностей и система воспитательной работы в школе.

Подключайтесь, коллеги!
 
BugaДата: Пятница, 17.08.2012, 10:24 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
До начала разговора уже хочу начать разговор... и задать вопросы...

А где та граница, которая позволяет сказать - это ценность, а это лжеценность?
И что вообще такое лжеценность?
Разве не все на свете имеет какую-то ценность?
И не стоит ли помнить, что архетипичные ценности никуда не исчезают, а просто, со временем трансформируясь, обретают иные смысловые оттенки и в разные периоды жизни культуры меняют свое место в ранжировании по значимости?
Например, если в 1986 г. российские подростки ставили на первое место создание семьи и рождение детей, то сегодня самым важным для них является материальное благополучие...
А ведь эти ценнности в них закладывались, в первую очередь, в семье и только потом в других "общественных группах"...
И тогда возникает еще один вопрос: что есть, конкретно, семейные ценности?
И что тогда ценности не-(или вне-)семейные?
 
nurbinanДата: Понедельник, 20.08.2012, 03:58 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Доброе утро, коллеги! Приветствую участников нашей площадки! Надеюсь на конструктивный диалог. Наша задача:выявить существующие проблемы по теме разговора, поиски выхода из них. Итак, каково цельное представление о формировании традиционных ценностей в нашем школьном образовательном пространстве?
 
BugaДата: Понедельник, 20.08.2012, 06:56 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Вопрос о формировании ценностей очень серьезен и первостепенен, когда речь идет не только об образовании, но и жизни вообще.
И здесь я хочу сделать своего рода экскурс в начало (жизни, образования и...):

Гармония с природой (как соответствие «абсолютному» кодексу ценностей) это, на самом деле, существование животного. Природа дает животному все самое необходимое для приспособления и выживания в мире. Животное по сути своей – частица природы, никогда не выходящая за ее пределы и не пытающаяся этого сделать. Как только оно выходит за рамки природы, как только оно перестает удовлетворяться пассивной ролью твари и с биологической точки зрения становится наиболее беспомощным, - рождается человек (Э.Фромм).
Рождение человека – это возникновение и проявление самосознания. Самосознание порождает разум и воображение (!) и тем самым разрушает гармонию. Я (человек) начинаю ощущать себя аномальным. Оставаясь частью природы, подчиняясь физическим законам, тем не менее, пытаюсь вырваться из круга, существование в котором мне предопределено независимо от меня. Изгнание из рая – это момент истины, означающий рождение homo sapiens. Совершен акт величайшей значимости – первое свободное действие – неподчинение приказу. Акт творческий. И, добавлю, мифотворческий. Человек изобретает миф. Как свою истину. И свой обман. Самообман как свою истину. У него появляется возможность выстроить свою шкалу ценностей. Он берет на себя смелость и ответственность собственной ориентации в жизненном пространстве. И оно для него становится не просто жизненным, но и, в первую очередь, образовательным.
Акт рождения – это одновременно и акт выброса из ситуации, которая была определенной. Это уход из прошлого, в котором была уверенность. А в будущем уверенность моя зыбка.

Добавлено (20.08.2012, 06:56)
---------------------------------------------
Ценности имеют обыкновения постоянно (на протяжении всей нашей жизни) видоизменяться, трансформироваться, меняться. Процесс этот во многом зависит от качества наших встреч с людьми, явлениями, событиями в мире культуры.

Мы привыкли смотреть на себя через те или иные зеркала. Но, к сожалению, зеркала те, в преобладающем большинстве своем, кривые. Общество привыкло в нас видеть только то, что ему нужно. Того, чего оно в нас видеть не желает, оно и не увидит никогда. И проблема ценностных ориентиров (или нравственных императивов или коллективных мифов) – это и проблема адаптации и самореализации в коллективе или, иначе говоря, проблема существования среди зеркал. Отражаясь в тех или иных зеркалах, мы, собственно, и причащаемся к обществу. Т.е. какими бы они ни были кривыми, как бы они ни искажали реальный мир, мы находимся в постоянном, непрекращающемся до самой нашей смерти, поиске зеркала, удовлетворяющего наши запросы.

Поэтому роль школы в этом постоянном процессе должна быть велика.
Весь вопрос в том, а реально что происходит на самом деле...
И справляется ли школа с этой, отпущенной ей Культурой, ролью...

 
ninaДата: Понедельник, 20.08.2012, 08:28 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Регистрация с нашим интернетом - целая проблема. Привет всем. К вопросу о семейных ценностях. За последние N-ое количество десятилетий мы утратили семейные ценности. Школа, родители вбивали в нас, что нужно быть не просто образованным, а высокообразованным - иметь высшее образование, ученую степень (отсутствие таковой, даже в педкругах, говорило о некоторой "неполноценности" человека), хорошо оплачиваемую офисную работу, считаемую престижной. А на самом деле мы должны воспитывать в детях будущих отцов, матерей и кометентного (сатабыллаах) человека.
 
BugaДата: Понедельник, 20.08.2012, 10:22 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Nine:
А чего вы хотите?
Так и должно быть, потому что окружающая нас реальность нашего бытия как созданный нами миф формируется в процессе познания жизненного пространства. Но людей в этом пространстве масса. И количество реальностей-мифов адекватно этой массе.
И если школа не позиционирует себя в этом пространстве как активного участника диалога, то...
Ведь жизнь в культуре по сути представляет собой некий мифодизайн.
Мифодизайн, т.е. проектирование ценностной школы учащихся...

Добавлено (20.08.2012, 10:17)
---------------------------------------------
Создавая, проектируя тот или иной очередной миф, мы тем самым проектируем и окружающую нас реальность, наполненную нашими истинами-мифами. Строим очередное зеркало. И готовимся к жизни в очередном «самообмане». А, уж коли окружающий нас мир определяется процессами познания, он не может быть незыблемой истиной. Ибо определяющие его процессы в силу зависимости от нашего воспитания изменчивы. Изменчивость эта детерминируется степенью подготовки, практичности и пользы…

Добавлено (20.08.2012, 10:22)
---------------------------------------------
Для преобладающего числа молодых россиян сегодня главной ценностью является только материальное благополучие.
Это факт, от которого не откажешься.
И с этим надо что-то делать.
Вспомним советских кумиров (я не говорю о качественной их наполняющей). Мы во что-то верили, кому-то подражали...
А сегодня?..
Нужны российские герои дня сегодняшнего.
Нужна национальная (если хотите) идея.
До каких пор жить одними Барби и Гарри Поттерами...

 
ksardanaДата: Понедельник, 20.08.2012, 10:44 | Сообщение # 7
Группа: Гости





Во всем мире основным социальным институтом, который осуществляет адаптацию человека к изменяющимся условиям, является система образования. Высоко поднимая приоритетную значимость национальных ценностей, национальной культуры народов, их обычаев, жизненных и нравственных принципов, образование вместе с тем должно обеспечить соотношение национального и общечеловеческого. Это одно из необходимых условий становления образованной, интеллигентной личности, свободной и открытой миру, способной наряду с развитием собственной национальной культуры понимать и ценить своеобразие других культур.
Как реакция на возрастание роли личности в развитии общества сформировалась и новая парадигма развития образования - «обучение в течение всей жизни». Она предполагает «включение» каждого человека в непрерывный процесс получения знаний, формирования ценностей, отношений и компетенций.
Новую парадигму образования невозможно реализовать, не сформировав нового взгляда на миссию педагога. А это, в свою очередь, предъявляет особые требования к личностно-профессиональным качествам педагога, воспитателя, вносит существенные изменения в цели и содержание их профессиональной подготовки, требует иных подходов к организации образовательного процесса в системе непрерывного педагогического образования.
 
BugaДата: Понедельник, 20.08.2012, 11:15 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Инновационный проект ДОУ пытается решить проблему снятия агрессивного поведения детей дошкольного возраста...
Сегодня это не просто анекдот, а реальность практики сельских садиков.
Это проблема не просто образовательная.
Корни проблемы лежат в социокультурной ситуации среднестатистического российского села, в котором уже давно (со дня упразднения совхозного строя) чуть ли не на нет сведена социально-экономическая инфраструктура.
Ребенок как лакмусовая бумажка предельно честно реагирует на "погоду в доме"...
Вот вам еще одна реальная проблема - проблема семьи как первичного института формирования ценностей...
И проблема "посягательства" образования на уклад современной семьи...
Я уже не говорю о ее нуклеарности, неполности и т.п.
 
TDKДата: Понедельник, 20.08.2012, 11:23 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Культура в человеке - это результат каких-нибудь, чьих-нибудь влияний в осмыслении окружающей среды. Культурный человек- это человек, который саморегулируется (чувства). В результате саморегуляции должна быть сформирована некая культура чувств, эмоций, общения, интеллекта, милосердия при взаимоотношениях с окружающей средой. «Образовывание» ребенка происходит под влиянием родителей, окружающей среды, каждодневного общения со средой, с учителями, со СМИ… И его взгляд (точка отсчета), на те или иные вещи, формируется от того, кто или что ближе и большее время воздействует (С кем поведешься, от того и оберешься). И через это можно влиять на общий мир мыслей и последствия его. Ведь все поступки следствия тех или иных мыслей, умозаключений … или "мы результат того, что мы думали" или "твои мысли становятся твоей жизнью"...
 
BugaДата: Понедельник, 20.08.2012, 11:41 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
TDK:

И как школе быть в такой ситуации?
Что есть поле деятельности (и функции) школы в формировании ценностей?..
Как влиять на семью (родителей, чьи ценности идут в разрез с "общепринятыми" идеалами....)?
Ведь моя личность это моя «личина», мой лик-имидж, мое социальное, мое отражение в социуме и отражение социума во мне...
А социум к ребенку приходит, в первую очередь, через семью, а в других общественных группах (внесемейных) - при ее опосредованном участии.
 
ФОЕДата: Понедельник, 20.08.2012, 11:47 | Сообщение # 11
Группа: Гости





Сегодня становится все более очевидным, что наше общество в значительной степени нездорово, и прежде всего, духовно. Корень многих социальных проблем, на наш взгляд, кроется в тех ценностных ориентациях, которые определяют поступки и деятельность людей. В этой связи рассмотрим те значимые идеалы, которые господствуют в современном сознании и навязываются различными общественными институтами. Пожалуй, самый мощный из них – пресловутый культ денег. Личный успех напрямую увязывается с этим фактором. Деньги воспринимаются как универсальный ключ для разрешения любых проблем и достижения всех целей. Чтобы их заполучить люди вступают в брак не по любви, трудятся на нелюбимой работе, идут на различные правонарушения. Служение богатству порабощает душу, делает ее уязвимой духовно, обрекает на суетность, беспокойство и страдания.
Другой фактор, доминирующий в общественном сознании – культ силы. Она, наряду с деньгами, воспринимается как способ решения всех проблем при отсутствии интеллекта и финансов. Эта ценностная ориентация культивируется в бандитско-милицейских сериалах, смакуется в детективах и боевиках. Концентрируясь только на себе, своих физических возможностях и ресурсах, человек забывает Бога, подателя всех благ.
Третья ценность современного мира – наслаждение, гедонизм в самых разных проявлениях. К сожалению, именно эта страсть подминает высшую ценность, завещанную Богом – любовь . Вместо чистой любви насаждается и пропагандируется невоздержание, блуд, распутство. Свидетельством неправильного понимания истинной цели брачного союза является статистика распада половины заключаемых браков. Не менее серьезными по пагубности формами наслаждений стали курение, наркомания, пьянство и игромания.
Следующая ценностная ориентация – поиск славы, «звездности», крутизны и т.п. И здесь неокрепшая душа современного человека смотрит не на подвиги святых, обретших вечную славу своим исповеданием веры, а пытается подражать псевдо-«звездам», духовно опьяневшим от собственного гламура. Самообольщению, поиску известности способствуют и конкурсы красоты, уводящие человеческую душу от истинной цели бытия. Демонстрируя «красивую жизнь», СМИ втягивают в погоню за ней молодежь, не давая понять, что собственный стабильный успех формируется непосредственным трудом и практикой.
Кто же формирует все эти псевдоидеалы-идолы нашего времени? В значительной степени распространителем всех этих явлений выступают СМИ, рассадники массовой культуры сомнительного вкуса и качества. Они в погоне за прибылью раскручивают современных «звезд», навязывают фальшивые ценности нашему обществу, заставляя подражать новой «элите». Непосредственно продукцию данной массовой культуры создают ищущие славы и денег кинорежиссеры, продюсеры, бизнесмены, телеведущие, певцы, актеры, диджеи и др. В этих непростых условиях стоящего перед каждым человеком духовного выбора – за кем идти, во имя чего – государство должно не оказаться в стороне. От него, на наш взгляд, требуется принять неотложные меры по охранению общественного здоровья от культивирования в общественных институтах псевдоценностей, защитить те вечные ориентиры, которые всегда были нравственно спасительными для нашего народа, Республики и Отечества.
 
nurbinanДата: Понедельник, 20.08.2012, 11:56 | Сообщение # 12
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Действительно, когда мы говорим ценности, то подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает материальные блага (что можно назвать лжеценностями), а другой считает их условиями существования и ценностями избирает любовь, труд, познание и др.

Подытоживая день сегодняшний, хотелось бы призвать коллег терпимо отнестись к техническим проблемам нашей формы общения. Желающих участвовать в дискуссии останавливает относительно тяжелая форма регистрации на данном сайте, низкая скоростная способность интернета в улусах. Поднимается вопрос о выдаче сертификатов по участию в переговорной площадке. Этот вопрос переадресовываю сотрудникам ИРОи ПК.
Благодарю высказавшихся и наблюдателей. Жду вас завтра!
 
AleggaДата: Понедельник, 20.08.2012, 20:02 | Сообщение # 13
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
В 90-е годы все ценности, которые мы воспринимали как данность, потеряли всякий смысл. Помню, как спрашивали мои ученики: «А во что нам верить? Вам повезло, у вас был Ленин, пионерия и комсомол». Тогда мы говорили об общечеловеческих ценностях, позволяющих оставаться людьми в любых тяжелых условиях. И постепенно у каждого выработался свой круг ценностей – семья, вера ближних, вера в себя, любовь в широком значении слова, ответственность, преданность… Ценности позволяют понять себя, выработать внутренний стержень. Они определяют наше поведение и деятельность, отношение друг к другу. Именно ценности отличают одно поколение от другого, социальную группу от другой. Если раньше ценности были общественно-значимыми (интернационализм, коллективизм, патриотизм...), то сейчас более индивидуализированы (материальный достаток, профессионализм, образованность…). Это не значит, что нынешнее поколение эгоистично, просто время, развитие диктуют свои ценности. Возникает вопрос, говоря о формировании духовно-нравственных ценностей, мы подразумеваем навязывание ценностей старшего поколения молодому поколению, которое эти ценности воспринимает как вчерашний день или говорим о диалоге между поколениями, точках духовного соприкосновения, единения?
 
ГостьДата: Вторник, 21.08.2012, 05:32 | Сообщение # 14
Группа: Гости





Alegge:

А должны ли передаваться из поколения в поколение те ценности, из которых складывается культурное наследие?
Если да, то что делать, лишая себя соблазна навязывния???
 
ГостьДата: Вторник, 21.08.2012, 05:41 | Сообщение # 15
Группа: Гости





Соблазн навязывания очень велик. Ведь я (как учитель), почти по Достоевскому, "право имею" учить (поучать?) и оценивать...
 
Форум » ФОРУМ » Переговорная площадка » Проблема формирования духовно-нравственных ценностей
  • Страница 1 из 8
  • 1
  • 2
  • 3
  • 7
  • 8
  • »
Поиск: