СОВРЕМЕННЫЙ УРОК СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

-- Современный урок должен обучать не только определенным знаниям в предмете, но и предприимчивости, готовности брать информацию не только из урока и слов учителя, но и из других источников.

-- Я считаю, что современный урок должен быть интересным, захватывающим и полезным. Учитель не должен наставлять, а должен притягивать к себе учеников.

Эти высказывания о том, каким видят современный урок современные дети, учащиеся Верхневилюйской республиканской гимназии им. М.А. Алексеева, где я имею счастье работать, заставляют задуматься о проблемах современного образования.

С началом 21 века современный мир вступил в постиндустриальную эпоху. Научно-техническое раз¬витие настолько динамично, что образовательная среда не успевает моди¬фицироваться, реагируя на ускоряющиеся изменения. Еще в 60-е годы прошлого столетия Народный Учитель СССР Михаил Андреевич Алексеев выдвинул и претворил идею по введению профильного образования в нашей республике. Подобной яркой, действующей на перспективу новации, существующая система образования еще не произвела. Хотя надо признать тот факт, что каждый современный учитель модернизирует учебный процесс, отвечающий новым веяниям, потребностям современного общества.

Образовательная инициатива «Наша новая школа», выдвинутая в обращении Президента России Д.А.Медведева, позволяет выстроить новую стратегию образования, приспособленную к меняющемуся миру.

Таким образом, перед каждым учителем предстает задача соответствия его деятельности современному видению урока.

В решении этой задачи руководствуюсь принципами Яниса Нормана, профессора Университета искусств Филадель¬фии, который, на наш взгляд, наиболее целостно определяет приоритеты. Пред¬полагаемые им тенденции позволяют сдвинуть действующие принципы образования в новые:

  1. Инструктирование заменяется проектированием.
  2. Традиционная система образования предполагает обучение посредством лекций или заранее подготовленных текстов. Предполагается, что вместо этого в будущем уча¬щиеся будут проводить самостоятельные исследования.

  3. Линейность - гиперсредой.
  4. Сейчас стратегии обучения единообразны для разных учащихся. В будущем эта ситуация, как предполагается, уступит место мультимедийной организации образовательной среды, в которой каждый учащийся сможет выбирать собственные траектории и стратегии продвижения, наиболее соответствующие его интересам, привычкам, предпочтениям.

  5. Если в традиционной организации современного урока в центре – преподаватель, то в предполагаемой стратегии - процесс обучения.
  6. Например, при современной системе образования преподаватель отбирает материал, упорядочивает его, объединяет в блоки. Предполагается, что в будущем эта функция перейдёт к обучающемуся: именно он будет самостоятельно подбирать, упорядочивать, организовывать нужную информацию, приобретая, тем самым, навыки самостоятельной работы.

  7. Усвоение материала перейдет в обучение обучению.
  8. Сейчас считается необходимым, чтобы ученики освоили и запомнили базовые знания для каждой академической дисциплины.

  9. Преподаватель как передатчик знаний и навыков переходит в проводника знаний - навигатора.
  10. В наше время преподаватель - это основной источник информации. Предполагается, что в современном информационном веке роль преподавателя изменится: он станет помощником в обучении, его функция будет состоять в том, чтобы поддерживать ученика в продвижении по определённому (самим же учеником) пути исследования. Это, конечно, не означает уменьшение роли преподавателя, наоборот, его роль станет более индивидуализированной, более сложной и значимой.

  11. Обучение для школы/работы заменяется обучением для жизни.
  12. Современная система образования в большой степени ориентирована на то, чтобы обучить учащегося определённому комплексу знаний, сформированному на основе общих соображений. Этому противопоставляется будущая тенденция всё большего приспособления обучения к реальным условиям жизни и интересам учащегося.

  13. Оценивание результата перейдет в оценивание процесса обучения.
  14. Как оценивать результаты обучения? Сейчас оценивается, главным образом, сумма знаний и навыков, приобретённых учащимся за определённый период. Однако, если цель будущего образования - учить учиться, то эта стратегия должна быть изменена. Процесс станет важнее результата. Это означает, что учащийся должен будет описать и обосновать выбранную им стратегию обучения, самостоятельно оценить, в какой степени и в каких отношениях она оказалась успешной, в каких - нет. Иначе говоря, развить и продемонстрировать навыки критического мышления. Эти навыки и будут оцениваться преподавателем.

  15. Вербальная и текстовая коммуникация заменятся визуальной коммуникацией
  16. Предполагается, что процессы глобализации, активное взаимодействия разных культур, национальностей, языков приведут к развитию более сложных средств универсальной визуальной коммуникации и визуального мышления (это своего рода возрождение идеи универсального языка международного общения).

Ведущий пункт в данном перечне - обучение обучению. Остальные - следствия или средства принятия этого тезиса.

Одно несомненно: требования современного общества потенциально ведут к кардинальным изменениям стратегий обучения.

Я глубоко убеждена, что учитель не может оставаться на месте. Он должен постоянно находиться в творческом поступательном движении вперед. Возможно, даже становиться самому реформатором в системе образования. Ведь только в таком случае, когда идея вызревает внутри, наращивается, а затем воплощается в жизнь непосредственно учителем–практиком, она может быть действенной, точечной, целенаправленной.

Но какой бы технологией мы ни воспользовались, каковы бы ни были успехи в обучении, если учитель не уделяет должного внимания воспитательному аспекту, результаты будут однобокими. Искренней любовью к ребенку мы завоевываем его доверие, а значит, право и возможность учить его, воспитывать, формировать личность. Главное – не подорвать этого доверия ни словом, ни поступком. Заинтересовать своего ученика предметом, научить мыслить, помочь максимально раскрыть свой творческий потенциал, подарить радость познания. И, несмотря на все трудности сегодняшнего дня, помочь своему ученику стать высоконравственной развитой личностью.

Свою педагогическую миссию я вижу в том, чтобы воспитывать свободную личность со сформированной индивидуальной картиной мира, со своим пониманием и ответственностью перед ним. Пожалуй, это и есть основа моей педагогической философии.