ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Фрагмент календарно-тематического планирования

Предмет: русский язык, класс 7а, I четверть 2009-2010 уч. год.
№ урокаДатаТема, разделРазвитие речи
I четверть (9 недель * 3 часов = 27 часов)
102.09Русский язык как развивающееся явление.Письменное рассуждение по одному из высказываний о русском языке.
203.09Повторение. Синтаксис и пунктуация.Конструирование и составление предложений. Выучить наизусть стихотворение Н. Заболоцкого "Не позволяй душе лениться".
304.09Повторение. Лексика и фразеология.Индивидуальное сообщение. Русские фамилии. Из истории русских фамилий.
409.09Искусственные фамилии. Двойные фамилии. Фамилии литературных героев.Микроисследование "История моей фамилии".
510.09Р\р. Защита работ.Фонетический (устный и письменный) разбор.
611.09Повторение. Словообразование. Морфология.Устный разбор частей речи. Произвести комментированный морфемный и словообразовательный разборы слов.
716.09Контрольный диктант.Комплексный анализ текста № 1.
817.09Р\р. Текст. Стили литературного языка. Публицистический стиль.Выразительное чтение текстов. Работа над громкостью произношения, тоном. Устные развернутые ответы на вопросы.
Причастие (30 часов) + Развитие речи (4 часов)
918.09Повторение изученного о глаголе.Изложение-миниатюра.
1023.09Понятие о причастии.Связный рассказ о глаголе.
1124.09Склонение причастий.Ответы на вопросы по теории.
1225.09Причастный оборот.Устный анализ предложений.
1330.09Выделение запятыми причастного оборота.Связный рассказ 1-2 учащихся о причастии, причастном обороте.
1401.10Развитие речи. Изложение с элементами сочинения. 
1502.10Действительные и страдательные причастия.Самостоятельная формулировка выводов по теме урока.
1607.10Действительные причастия настоящего времени.Развернутые ответы на вопросы.
1708.10Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.Объяснительный диктант. Творческое списывание.
1809.10Действительные причастия прошедшего времени.Устный синтаксический и пунктуационный разборы.
1914.10Страдательные причастия настоящего времени.Составить страдательные причастия от данных глаголов. Составить 2 предложения с любыми из этих причастий.
2015.10Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.Составить с данными словосочетаниями предложения.
2116.10Страдательные причастия прошедшего времени.Осложненное списывание.
2221.10Краткие страдательные причастия.Дать характеристику предложения, разобрать по членам, графически объяснить пунктуацию.
2322.10Развитие речи. Выборочное изложение. 
2423.10Морфологический разбор причастий.Устный разбор причастий.
2528.10Развитие речи. Сочинение-описание внешности человека. 
2629.10Четвертная контрольная работа. 
2730.10Анализ контрольной работы. 

2. Конспекты уроков, мастерских

План мастер-класса: Технология РКМЧП на уроках русской литературы

Цель: процесс осознания целей и способов обучения по технологии РКМЧП.

Алгоритм действий участников мастерской: Индивидуальная работа - обсуждение в парах – обсуждение в группах - защита проектов.

  1. Стадия вызова.
    1. Кластер №1. Какие ассоциации вызывает у вас слово "Афиша". Впишите ответы в схему (индивидуальный этап):
    2. Рисунок 1
  2. Стадия осмысления
    1. Попробуйте выполнить приемы, приведенные в схематизированной карте урока:
    2. Стадия1. Вызов.Стадия 2. Осмысление.Стадия 3. Рефлексия.
      Кластер №2. (работа в парах)
      Рисунок 2
      Текст афиши (части экспозиции)Работа над составлением афиши (групповая работа)
      • Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?
      • Какие предположения подтвердились?
      • Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
      Особенности поэтики "новой драмы" (по учебнику Лебедева стр.361-369). Чтение с остановками. Прием "Ключевые слова" + нет ключевого события + нет главного героя + "театр настроения" + новый тип конфликта + 2 сюжета: внешний и внутренний + "подводное течение" + новый тип диалога (иллюзия общения) + жанровое своеобразие Отобрать наиболее важную информацию и представить ее в своей театральной ………………… афише. Подумать над:
      • оформлением афиши
      • системой образов
      • презентацией
      Инсерт. Отметьте в тексте, используя прием маркировки, известное (?), новое (+), вызывает сомнение (-), вызывает вопрос (?) Какие современные звезды эстрады, кино, телевидения, на ваш взгляд, могли бы передать образы героев чеховской пьесы? Почему?
    3. Представление эскиза афиш (работу групп представляет 1 человек)
    4. Вернитесь к кластеру №2. Дополните его с учетом того нового, что вы узнали.
    5. Перед вами 2 таблицы "Урок" и "Ключевые компетенции". Сопоставьте их и отметьте какие, на ваш взгляд, ключевые компетенции мы сегодня формировали?
    6. Ключевые компетенции для успешной жизни и эффективно функционирующего общества
      (Европейский проект "Определение и отбор ключевых компетенций")
      Действовать автономно
      Способность защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности, потребности.
      Способность строить и исполнять жизненные планы и проекты.
      Способность действовать внутри широкого контекста.
      Интерактивно использовать инструменты
      Способность интерактивно использовать язык, символы и тексты.
      Способность интерактивно использовать знания и информацию.
      Способность интерактивно использовать (новые) технологии.
      Функционировать в социально неоднородных группах
      Способность строить взаимоотношения с другими.
      Способность к кооперированию.
      Способность разрешать конфликты.
  3. Стадия рефлексии.
    1. Какие вопросы я задавал себе в процессе выполнения заданий?
    2. Чему мне предстоит еще учиться?
    3. Что удивило в процессе работы мастерской?
    4. Каков смысл подобного занятия?
    5. Какое задание оказалось самым сложным? Почему?
    6. Какие ассоциации подтвердились? Какие новые ассоциации возникли?
    7. Сформулируйте тему мастерской.

Ключевые понятия мастерской

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Термин "критическое мышление" может относиться практически ко всей умственной деятельности. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для ее применения, рассматривает возможности решения проблем и т.д.

Базовая модель технологии развития критического мышления. В технологии КМ выделяются три стадии (см.табл.):

  1. вызов;
  2. осмысление новой информации;
  3. рефлексия.

Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум, в связи с темой.

Инсерт – прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:

  • галочкой отмечается то, что известно;
  • знаком минус отмечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;
  • знаком плюс помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;
  • вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.

Ключевые компетенции - это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении (профессиональной) подготовки. Ключевые компетенции 2000. Программа. OCR, RECOGNISING ACHIEVMEMENT. Oxford Cambridge and RSA Examinations.